САЛОН КАМЕРНОГО ИСКУССТВА
И просятся наивные слова -
Пусть не в альбом… но что-то в этом роде...
Портретушь
Фоторяды
Вилли Мельникова
Салон камерного искусства
Главная страница
Стихи Владимира Ромма
Певица Анастасия Головкина
Певица Анастасия Головкина, скачать MP3
Обсудить это событие на форуме

20 ноября на телеканале "Культура" завершился показ 8-серийного фильма "Растиньяк" (Rastignac ou les ambitieux) по мотивам произведения Оноре де Бальзака "Человеческая комедия".
Режиссер
Ален Тасма.
В ролях: Жослин Киврен, Фланнан Обе, Алика Дель Соль, Жан-Пьер Кассель и др.
Франция, 2001.

Ясное, чистое утро лета. Трое молодых людей клянутся, что всегда будут верны заветам дружбы, чести и справедливости. Ясные глаза, чистые сердца. Утро жизни. Перед ними как на ладони родной город Ангулем - и блестящее будущее.

Не пройдет и десяти лет, как один из них - самый прямой и честный - скомкает и выбросит в помойку свои идеалы, свою любовь, свою жизнь. Второй - трепетный и живой, как струна, - станет талантливым мерзавцем. И лишь героиня - характер из стали - окажется сильнее обстоятельств и своими руками слепит более-менее благополучный финал, в котором будут трое счастливых, но того, первого, со светлым лицом, уже не вернуть.

Итак, Люсьен, Эжен и Эльза разлучаются еще в первой серии, чтобы затем сражаться с соблазнами и угрозами мира порознь. Он, этот мир, погряз во грехах, из которых главный, по славной галльской традиции, - буржуазное ханжество (пусть давно не санкюлоты, обожают французы порасшатывать общественные устои, поругать власть). Продажные чиновники; не менее продажные любовницы, не знающие любви; воротилы шоу-бизнеса, готовые стерпеть пощечину в эфире, если это повысит рейтинги; семейные сцены за тяжелыми портьерами на готических окнах (как вариант - жалюзи последней модели); преступники, которых держат на поводке представители власти, из них самый влиятельный и страшный, дьявол в образе человека - Жан Вотрен, человек, заменивший Люсьену отца. Отцы как фигуры власти вообще в фильме первопричина зла: папаша Эжена Растиньяка ненавидит сына, чем ломает ему судьбу и характер еще до рождения (мы чувствуем эту ненависть, но ее объяснение скрыто до последнего момента - вот тогда-то, в финале, Эжен, этот enfant terrible, "бандит с обаятельной мордой", получает окончательное зрительское прощение и любовь); отчим Эльзы сделал несчастной ее мать, а ее саму едва не совратил (но эта девушка умеет превращать препятствия в трамплины для взлета, а жестокость подонков - в повод для беспощадной и бескомпромиссной борьбы); наконец, едва ли можно измерить глубину низости того, кого называл отцом Люсьен. Вотрен - концентрат зла, что проистекает из власти. Трудно отделаться от почти религиозного трепета: не Князь ли тьмы перед нами? Честное слово, Аль Пачино из "Адвоката дьявола" и Роберт Де Ниро из "Сердца ангела" - поварята на дьявольской кухне; вот он истинный шеф, - никаких когтей и фосфорического блеска в глазах, обычный серый чиновник… впрочем, нет, он не повар, он - едок: вгрызается в душу, отрывая сочные куски - летят к черту репутация и достоинство; сминает кости паучьими челюстями - режет любовь по живому; а потом наваливается на жертву, так что весь кадр занимает темная туча-спина, рычит "Ты теперь мой", и - прощай, мотылек-Люсьен, увы, твой прямой и краткий путь не был путем к свету…

Что же до Растиньяка, то его жизнь - не полет, но шатание по улицам с заходом в каждую незакрытую дверь - да для него все открыты, необязательно и толкать ногой. Всякая встречная - его любовница, всякий встречный - спонсор. Всякий дом - берлога (даже если это театр, идущий с молотка), временная, конечно. Он хватает мысль, сюжет - обливает грязью и подает под этим соусом публике - та в восторге, хоть и не в состоянии это переварить. Он из всего творит беспорядок, но он владеет этим беспорядком. Он им всем хозяин - вещам, людям, идеям, даже не желая того, потому что, в отличие от Вотрена, владеть - не его страсть. И разрушать - не его страсть, хотя кажется, что он только тем и занимается, что, овладевая, разбивать (сердца), устраивать бардак (в жилище), бросать (работу), взрывать (радиоэфир). А в чем его страсть? Рискну предположить, он хочет испытывать нечто ко всему этому, что так легко покоряется его обаянию и что так легко потерять из-за его разгильдяйства, - не получается. (Например, почти влюбляется в "ледышку" Аллегру - несколько куртуазно, а потому искусственно.) Хочет и в них пробудить чувства - не получается. (Ждет теплоты от матери и даже от отца, не устает пенять любовнице и коллеге Марго на ее неспособность чувствовать.) Может, не получается потому, что слишком требователен к себе и к людям и к тому, что вправе называться любовью, дружбой, идеалом. Может, потому, что любит одну Эльзу (о, смуглая гордячка, "и темной проволокой вьется прядь", ты поторопилась швырнуть ему в лицо свое "Беги к папочке!", если бы ты знала, каким змеиным узлом связал парню волю папаша-Растиньяк) и друга видит лишь в Люсьене. Циник ведь ни во что не верит, потому что мир для него недостаточно хорош, как будто он должен быть хорош. Так атеист кидает Богу обвинения - мол, почему ты не исправишь зло, будто Он, как главный начальник, обязан навести порядок и наказать виновных. То есть веры-то это не отменяет - неподражаемый циник Растиньяк просто не видит для нее предмета. Эжен эстет в изначальном смысле этого слова - он чувствителен. И потому срывается с места, сердцем почуяв, что с Люсьеном беда.

Что же до нашей героини… Хорошо, когда ум с сердцем в ладу и с ними дружит воля. Прекрасно, когда не скромностью, а именно этими качествами украшается и без того красавица. У Эльзы Рамье в принципе нет недостатков - разве что отчаянная храбрость и гордость, не терпящая жалости к себе. Она не сомневается, как Эжен, она не доверчива, как Люсьен. Она борется с коррупцией, не в силах что-либо противопоставить ей, кроме своего 9-месячного живота, но он-то и оказывается главным препятствием. И, рискуя дочерью, она тем не менее хорошая мать, любящая свое дитя, как никогда не любили в детстве ее саму. Разоблачая махинации Люсьена, она как-то ухитряется его не предавать, в чем наперебой соревнуются друзья Растиньяк и де Рюбампре. Сильна, красива, одна с ребенком, свободна в сексуальных связях, selfmade, защитница прав человека, к тому же (и не говорите, что это неважно) полукровка - современная Жанна д'Арк, спасающая и Францию (от Вотрена и других нечистых на руку политиков), и Растиньяка, и финал сериала, который, пусть с оговорками, все же тянет на хеппи-энд.

Три героя, три пути, три выбора… "Растиньяк" поднимает моральные проблемы, столь характерные для великой литературы 19 века, и ради этого жертвует психологизмом, столь характерным для хорошего французского кино. Путешествия по закоулкам подсознания в поисках фрейдистского клада, разглядывание мотивов и особенностей характера под микроскопом рефлексии, выдергивание скелетов из семейных шкафов - присутствует, но, пожалуй, только в отношении собственно Растиньяка. Эльза и Люсьен вполне цельные персонажи, а значит, не представляют большого интереса для психоаналитика. Зато они важны как пример нравственного поведения, реакции на вызовы современности: благородные порывы юного депутата останавливает мягкий жест покровителя - рука ложится на плечо, мол, не парься, все под контролем; отчаянную адвокатессу не сдержит ни удар "братковского" кулака, ни мольбы близких - она "не может не пойти", коль скоро в ее защите нуждаются. "Картона" в характерах - ни грамма, настолько живо все сыграно и настолько правдоподобны "предлагаемые обстоятельства". (Сюжет, к слову, извилист и держит в напряжении до конца, сшибая героев лбами в самые неожиданные моменты.) Принято, едва почуяв морализаторский дух, морщить нос, мол, пусть Голливуд в угоду домохозяйкам в сто первый раз повторяет, что такое хорошо и что такое плохо, а те удовлетворенно кивают головками и засыпают; но "Растиньяк" вас не усыпит точно, потому что заранее предсказать действия героев нельзя, результаты "нравственного забега" станут известны только в финале. И кроме того, если вам подавай рефлексию, терзания, а также чистый аморальный секс без примеси любви, наслаждайтесь Растиньяком, Мятущимся меж Сильной и Слабым. О, как красив босяк-аристократ, как трогателен с этой своей вертикальной морщинкой на лбу в периоды особо сильного душевного смятения, с соломенными волосами, вздыбленными в творческом беспорядке. Для пущего эффекта еще и полураздет, а в некоторых сценах снимает штаны и оказывается… без трусов. Попробуйте не влюбиться по уши в "плохого мальчика" - уверяю, это будет непросто.

Влюбляться в пороки, сопереживать трагедиям, рыдать от счастья или сжимать кулаки от ярости - яркие эмоции после просмотра обеспечены. И слезы катарсиса - с прощальными аккордами прекрасной музыки Кристофа Бутена.

У. Р.

Обсудить это событие на форуме
Они ищут контакта с вами!
Яндекс цитирования
© 2002 Sergey Kondratiev
© 2008 MiNDo AG
Last changed 29.03.2016
индивидуалки в Спб комендантский проспект 
 
ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Отдых и развлечения :: Развлечения Каталог Agates