САЛОН КАМЕРНОГО ИСКУССТВА
И всё-таки другой отчизны
Мне не даровано судьбой.
Портретушь
Фоторяды
Вилли Мельникова
Салон камерного искусства
ТОЛЬКО НА НАШЕМ САЙТЕ -
ранее не публиковавшаяся
проза и поэзия Михаила Пухова!
Стихи Владимира Ромма
Певица Анастасия Головкина
Певица Анастасия Головкина, скачать MP3
Обсудить это событие на форуме

20 ноября на телеканале "Культура" завершился показ 8-серийного фильма "Растиньяк" (Rastignac ou les ambitieux) по мотивам произведения Оноре де Бальзака "Человеческая комедия".
Режиссер
Ален Тасма.
В ролях: Жослин Киврен, Фланнан Обе, Алика Дель Соль, Жан-Пьер Кассель и др.
Франция, 2001.

Ясное, чистое утро лета. Трое молодых людей клянутся, что всегда будут верны заветам дружбы, чести и справедливости. Ясные глаза, чистые сердца. Утро жизни. Перед ними как на ладони родной город Ангулем - и блестящее будущее.

Не пройдет и десяти лет, как один из них - самый прямой и честный - скомкает и выбросит в помойку свои идеалы, свою любовь, свою жизнь. Второй - трепетный и живой, как струна, - станет талантливым мерзавцем. И лишь героиня - характер из стали - окажется сильнее обстоятельств и своими руками слепит более-менее благополучный финал, в котором будут трое счастливых, но того, первого, со светлым лицом, уже не вернуть.

Итак, Люсьен, Эжен и Эльза разлучаются еще в первой серии, чтобы затем сражаться с соблазнами и угрозами мира порознь. Он, этот мир, погряз во грехах, из которых главный, по славной галльской традиции, - буржуазное ханжество (пусть давно не санкюлоты, обожают французы порасшатывать общественные устои, поругать власть). Продажные чиновники; не менее продажные любовницы, не знающие любви; воротилы шоу-бизнеса, готовые стерпеть пощечину в эфире, если это повысит рейтинги; семейные сцены за тяжелыми портьерами на готических окнах (как вариант - жалюзи последней модели); преступники, которых держат на поводке представители власти, из них самый влиятельный и страшный, дьявол в образе человека - Жан Вотрен, человек, заменивший Люсьену отца. Отцы как фигуры власти вообще в фильме первопричина зла: папаша Эжена Растиньяка ненавидит сына, чем ломает ему судьбу и характер еще до рождения (мы чувствуем эту ненависть, но ее объяснение скрыто до последнего момента - вот тогда-то, в финале, Эжен, этот enfant terrible, "бандит с обаятельной мордой", получает окончательное зрительское прощение и любовь); отчим Эльзы сделал несчастной ее мать, а ее саму едва не совратил (но эта девушка умеет превращать препятствия в трамплины для взлета, а жестокость подонков - в повод для беспощадной и бескомпромиссной борьбы); наконец, едва ли можно измерить глубину низости того, кого называл отцом Люсьен. Вотрен - концентрат зла, что проистекает из власти. Трудно отделаться от почти религиозного трепета: не Князь ли тьмы перед нами? Честное слово, Аль Пачино из "Адвоката дьявола" и Роберт Де Ниро из "Сердца ангела" - поварята на дьявольской кухне; вот он истинный шеф, - никаких когтей и фосфорического блеска в глазах, обычный серый чиновник… впрочем, нет, он не повар, он - едок: вгрызается в душу, отрывая сочные куски - летят к черту репутация и достоинство; сминает кости паучьими челюстями - режет любовь по живому; а потом наваливается на жертву, так что весь кадр занимает темная туча-спина, рычит "Ты теперь мой", и - прощай, мотылек-Люсьен, увы, твой прямой и краткий путь не был путем к свету…

Что же до Растиньяка, то его жизнь - не полет, но шатание по улицам с заходом в каждую незакрытую дверь - да для него все открыты, необязательно и толкать ногой. Всякая встречная - его любовница, всякий встречный - спонсор. Всякий дом - берлога (даже если это театр, идущий с молотка), временная, конечно. Он хватает мысль, сюжет - обливает грязью и подает под этим соусом публике - та в восторге, хоть и не в состоянии это переварить. Он из всего творит беспорядок, но он владеет этим беспорядком. Он им всем хозяин - вещам, людям, идеям, даже не желая того, потому что, в отличие от Вотрена, владеть - не его страсть. И разрушать - не его страсть, хотя кажется, что он только тем и занимается, что, овладевая, разбивать (сердца), устраивать бардак (в жилище), бросать (работу), взрывать (радиоэфир). А в чем его страсть? Рискну предположить, он хочет испытывать нечто ко всему этому, что так легко покоряется его обаянию и что так легко потерять из-за его разгильдяйства, - не получается. (Например, почти влюбляется в "ледышку" Аллегру - несколько куртуазно, а потому искусственно.) Хочет и в них пробудить чувства - не получается. (Ждет теплоты от матери и даже от отца, не устает пенять любовнице и коллеге Марго на ее неспособность чувствовать.) Может, не получается потому, что слишком требователен к себе и к людям и к тому, что вправе называться любовью, дружбой, идеалом. Может, потому, что любит одну Эльзу (о, смуглая гордячка, "и темной проволокой вьется прядь", ты поторопилась швырнуть ему в лицо свое "Беги к папочке!", если бы ты знала, каким змеиным узлом связал парню волю папаша-Растиньяк) и друга видит лишь в Люсьене. Циник ведь ни во что не верит, потому что мир для него недостаточно хорош, как будто он должен быть хорош. Так атеист кидает Богу обвинения - мол, почему ты не исправишь зло, будто Он, как главный начальник, обязан навести порядок и наказать виновных. То есть веры-то это не отменяет - неподражаемый циник Растиньяк просто не видит для нее предмета. Эжен эстет в изначальном смысле этого слова - он чувствителен. И потому срывается с места, сердцем почуяв, что с Люсьеном беда.

Что же до нашей героини… Хорошо, когда ум с сердцем в ладу и с ними дружит воля. Прекрасно, когда не скромностью, а именно этими качествами украшается и без того красавица. У Эльзы Рамье в принципе нет недостатков - разве что отчаянная храбрость и гордость, не терпящая жалости к себе. Она не сомневается, как Эжен, она не доверчива, как Люсьен. Она борется с коррупцией, не в силах что-либо противопоставить ей, кроме своего 9-месячного живота, но он-то и оказывается главным препятствием. И, рискуя дочерью, она тем не менее хорошая мать, любящая свое дитя, как никогда не любили в детстве ее саму. Разоблачая махинации Люсьена, она как-то ухитряется его не предавать, в чем наперебой соревнуются друзья Растиньяк и де Рюбампре. Сильна, красива, одна с ребенком, свободна в сексуальных связях, selfmade, защитница прав человека, к тому же (и не говорите, что это неважно) полукровка - современная Жанна д'Арк, спасающая и Францию (от Вотрена и других нечистых на руку политиков), и Растиньяка, и финал сериала, который, пусть с оговорками, все же тянет на хеппи-энд.

Три героя, три пути, три выбора… "Растиньяк" поднимает моральные проблемы, столь характерные для великой литературы 19 века, и ради этого жертвует психологизмом, столь характерным для хорошего французского кино. Путешествия по закоулкам подсознания в поисках фрейдистского клада, разглядывание мотивов и особенностей характера под микроскопом рефлексии, выдергивание скелетов из семейных шкафов - присутствует, но, пожалуй, только в отношении собственно Растиньяка. Эльза и Люсьен вполне цельные персонажи, а значит, не представляют большого интереса для психоаналитика. Зато они важны как пример нравственного поведения, реакции на вызовы современности: благородные порывы юного депутата останавливает мягкий жест покровителя - рука ложится на плечо, мол, не парься, все под контролем; отчаянную адвокатессу не сдержит ни удар "братковского" кулака, ни мольбы близких - она "не может не пойти", коль скоро в ее защите нуждаются. "Картона" в характерах - ни грамма, настолько живо все сыграно и настолько правдоподобны "предлагаемые обстоятельства". (Сюжет, к слову, извилист и держит в напряжении до конца, сшибая героев лбами в самые неожиданные моменты.) Принято, едва почуяв морализаторский дух, морщить нос, мол, пусть Голливуд в угоду домохозяйкам в сто первый раз повторяет, что такое хорошо и что такое плохо, а те удовлетворенно кивают головками и засыпают; но "Растиньяк" вас не усыпит точно, потому что заранее предсказать действия героев нельзя, результаты "нравственного забега" станут известны только в финале. И кроме того, если вам подавай рефлексию, терзания, а также чистый аморальный секс без примеси любви, наслаждайтесь Растиньяком, Мятущимся меж Сильной и Слабым. О, как красив босяк-аристократ, как трогателен с этой своей вертикальной морщинкой на лбу в периоды особо сильного душевного смятения, с соломенными волосами, вздыбленными в творческом беспорядке. Для пущего эффекта еще и полураздет, а в некоторых сценах снимает штаны и оказывается… без трусов. Попробуйте не влюбиться по уши в "плохого мальчика" - уверяю, это будет непросто.

Влюбляться в пороки, сопереживать трагедиям, рыдать от счастья или сжимать кулаки от ярости - яркие эмоции после просмотра обеспечены. И слезы катарсиса - с прощальными аккордами прекрасной музыки Кристофа Бутена.

У. Р.

Обсудить это событие на форуме
Они ищут контакта с вами!
Яндекс цитирования
© 2002 Sergey Kondratiev
© 2008 MiNDo AG
Last changed 29.03.2016
официальный источник заявляет: http://autonews.mkk25.com
 
ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Отдых и развлечения :: Развлечения Каталог Agates